Курск, ул. Моковская, 11А

Белгород, ул. Речная, 73

РЕЗОЛЮЦИЯ участников конференции «Факторы конкурентоспособности российского АПК в 2021 году» опубликовано 18.02.2021

Москва 3 февраля 2021 г.
3 февраля состоялась всероссийская онлайн конференция «Факторы
конкурентоспособности российского АПК в 2021 году», посвященная обсуждению
актуальных вопросов обеспечения конкурентоспособности российского АПК в условиях
целого ряда регуляторных инициатив. Конференция организована Ассоциацией дилеров
сельскохозяйственной техники «АСХОД» при участии производителей и дилеров
сельхозтехники, а также ведущих отраслевых союзов в АПК: Российский зерновой союз,
Национальный союз производителей молока, Картофельный союз, Деловая Россия,
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».
Сегодня Россия ставит перед собой амбициозные задачи глобального лидерства на
мировых аграрных рынках, и единственным способом решения этих задач является
создание благоприятных условий для ускоренного развития аграрного сектора. Участники
конференции отметили, что ключевыми факторами конкурентоспособности российского
АПК на глобальном уровне является поддержание рентабельности сельского хозяйства,
доступность современной сельскохозяйственной техники, доступность финансирования,
внедрение современных технологий и возможности для ускоренного обновления парка
сельхозтехники.
Участники конференции высказали единодушное мнение, что текущие и
предстоящие регуляторные изменения в сельском хозяйстве и на рынке сельхозтехники
существенно осложняют ситуацию в аграрном секторе и могут привести к целому ряду
негативных последствий, среди которых замедление роста урожайности, снижение
инвестиций в сельхозбизнес и обновление машинно-тракторного парка, а также рост цен на
продукты питания.
На сегодняшний день серьезную обеспокоенность участников рынка вызывает
инициатива по увеличению ставок утилизационного сбора на сельхозтехнику в два и более
раз. Участники конференции отмечают, что данная инициатива принимается в сжатые
сроки без должного информирования основных участников рынка –
сельхозпроизводителей, а также без финансового и методологического обоснования. Более
того, процедура общественного обсуждения была проведена сугубо формально без учета
мнений и замечаний представителей отрасли.
С учетом вышеизложенного, в целях максимально полной реализации потенциала
сельского хозяйства России и сохранения лидерских позиций на мировых аграрных рынках
в качестве ведущего экспортера сельхозпродукции и продуктов питания, а также в целях
сдерживания дальнейшего роста цен на продукцию сельского хозяйства и продукты
питания участники конференции считают целесообразным провести на независимой
площадке открытое публичное обсуждение сроков повышения и размеров ставок
утилизационного сбора с привлечением всех участников рынка и экспертного сообщества,
а также рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
• воздержаться от повышения коэффициентов утилизационного сбора в 2021 году;
• организовать систему межведомственного взаимодействия для всесторонней
оценки и анализа эффективности расходования средств, полученных в период действия
Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2016 года №81 «Об утилизационном сборе
в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 2016 по 2020 гг., а также о
созданных за этот период мощностях по утилизации сельхозмашин;
• рассмотреть целесообразность создания экспертной комиссии по разработке
методологии индексации утилизационного сбора в будущем с привлечением участников
рынка и отраслевых экспертов.
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
• дать прогноз влияния повышения коэффициентов утилизационного сбора в два и
более раз на динамику цен на продукты питания;
• предоставить отчет об актуальном состоянии инфраструктуры по утилизации
специализированной техники, а также о развитии в Российской Федерации современных
технологий по безопасной утилизации узлов и агрегатов тракторов и самоходных машин;
• рассмотреть возможность исключения из Постановления Правительства РФ от 6
февраля 2016 года №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и
(или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации» техники, которая не производится на территории России или производится в
недостаточном количестве (телескопические погрузчики, трактора малой и средней
мощности и др.).
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
• оценить реальную потребность российского сельского хозяйства в технической
модернизации в части тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, самоходных
опрыскивателей и влияние повышения коэффициентов утилизационного сбора в два и
более раз на темпы обновления машинно-тракторного парка в хозяйствах всех категорий;
• сформировать прогноз влияния повышения коэффициентов утилизационного
сбора на себестоимость производства сельскохозяйственной продукции и готовой пищевой
продукции и на цены производителей сельскохозяйственной и готовой пищевой
продукции, а также оценить влияние изменения себестоимости на экономику производства
сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рентабельность в отрасли АПК и
конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке с точки зрения
реализации экспортного потенциала в рамках Федерального проекта «Экспорт продукции
АПК» Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и реализации
политики импортозамещения;
• оценить влияние повышения коэффициентов утилизационного сбора на
инвестиционную активность в АПК (в том числе в сфере модернизации действующих
производств) и дальнейшее влияние на достижение и (или) поддержание показателей
продовольственной независимости и экономической доступности продовольственных
товаров Доктрины продовольственной безопасности.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
• оценить воздействие предлагаемой меры по увеличению утилизационного сбора
на инвестиционный климат в Российской Федерации и приток прямых иностранных
инвестиций в создание локальных производств сельскохозяйственной техники и
оборудования ведущими мировыми производителями сельскохозяйственной техники;
• оценить соответствие механизма взимания утилизационного сбора в Российской
Федерации с позиции соответствия обязательствам России в рамках Всемирной торговой
организации с учетом того, что дополнительные доходы, полученные от корректировки
ставок утилизационного сбора, планируется направить на финансирование мер
государственной поддержки спроса, которые доступны только российским
производителям.
Направить Резолюцию участников конференции в Правительство Российской
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Общественный совет при
Министерстве сельского хозяйства, Министерство экономического развития Российской
Федерации, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитет Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной
политике, Комитет по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ, Комиссию
Общественной Палаты РФ по АПК.